Самыми популярными материалами, которые используются для укладки дорог, являются асфальт и бетон. В то время, как в мировой практике в настоящее время для строительства дорог активно применяется бетон, в России для этой цели больше используется асфальт.
Это, в первую очередь, связано с экономией — стоимость асфальта намного дешевле, чем стоимость бетона. Однако, разница в цене между этими материалами с каждым годом становится все меньше. Рассмотрим преимущества и недостатки дорог из асфальта и бетона.
В целом, в мировой практике дороги из бетона постепенно приходят на смену асфальтированным. Это объясняется целым рядом преимуществ этого материала по сравнению с асфальтом. Если раньше укладка бетонной дороги являлась довольно сложной и дорогостоящей процедурой, то сейчас имеется достаточно современной техники и оборудования, которые упрощают эту процедуру.
Важными преимуществами бетонных дорог являются их прочность и долговечность. Если асфальтированная дорога изнашивается лет через 10, то срок эксплуатации бетонного покрытия может достигать 40 — 50 лет. Во время эксплуатации бетонной дороги она не требует постоянных ремонтов.
Дорога из бетона хорошо выдерживает нагрузки от большегрузного транспорта. При движении такого транспорта по бетонной дороге на ней отсутствуют деформации. Благодаря этому, экономичней тратится топливо. Подсчитано, что при движении по бетонным дорогам расход топлива, в среднем, на 15-20 % меньше, чем при передвижении по асфальтированным.
Бетонное покрытие обладает устойчивостью к автомобильному топливу, которое может попасть на него. Также такое покрытие устойчиво к экстремальным погодным условиям (осадкам, высокой температуре). Для регионов с жарким климатом, где асфальт становится мягким, бетон незаменим.
С точки зрения экологии бетон также имеет преимущество перед асфальтом. При укладке асфальтированных дорог имеет место загрязнение воздуха вредными веществами. Кроме того, описанная выше экономия топлива при передвижении по бетонным дорогам также положительно влияет на экологию.
При производстве асфальта используется нефть, запасы которой постепенно уменьшаются. А бетон изготавливается из известняка, которого в природе достаточно.
При многочисленных преимуществах, у бетонных дорог имеются и недостатки. Прежде всего, это высокая стоимость.
Суммарная стоимость работ по укладке бетонной дороги на порядок выше, чем асфальтированной. Второй недостаток — сложность обслуживания. Так, в случае возникновения трещины, либо какого-либо другого дефекта, приходится менять всю плиту.
Асфальт представляет собой смесь битума с различными минералами: гравием, минеральным порошком, песком, щебнем. В переводе с греческого название этого материала означает «крепкий», «надежный», «прочный».
Основным преимуществом асфальта, как материала для строительства дорог, является его экономичность. Его стоимость существенно меньше стоимости бетона. Строительство асфальтированной дорого занимает намного меньше времени, чем строительство бетонной дороги. Это связано с тем, что асфальт высыхает быстрее бетона.
Второе преимущество асфальтированной дороги — возможность вторичной переработки асфальта. Так, как этот материал изготавливается из переработанного сырья, то его можно использовать снова.
Дороги из асфальта неприхотливы в обслуживании. При повреждении какого — либо участка дороги, достаточно отремонтировать именно этот участок. При ремонте асфальтированной дороги новый слой асфальта можно накладывать на старый.
Этот фактор достигается за счет того, что на такой дороге обеспечивается лучшее сцепление шин с проезжей частью, чем на дороге из бетона. В холодных регионах в качестве дорожного покрытия больше подходит асфальт. В условиях низких температур для бетона нужен еще слой трамбованного гравия (снизу). Перепад температур отрицательно сказывается на состоянии бетона. Соль, которой иногда посыпают дороги, негативно влияет на бетонное покрытие.
Теперь рассмотрим недостатки асфальтированных дорог.
Влияние транспорта и погодных условий сравнительно быстро выводит дороги из асфальта из строя. Следствие этого — частые ремонты. Второй недостаток — негативное влияние работ по укладке асфальта на окружающую среду.
Какие дороги лучше выбрать
Если вы занимаетесь строительством загородного дома, то вам придется выбирать, из какого материала будет подъездная дорога. Качеству дороги нужно уделить не меньше внимания, чем самому дому. Как уже говорилось выше, основные материалы для дороги — асфальт и бетон.
При выборе материала для дороги нужно учитывать следующие моменты: сколько вы можете потратить средств на работу, климат региона, а также расходы на обслуживание. Если вы ограничены в средствах, стоит остановиться на дороге из асфальта. Если же финансы позволяют, лучше выбрать бетон. Да, затраты на работу будут приличными. Однако, на дальнейшее обслуживание вы будете тратить меньше.
Также, учитывайте климатические особенности вашего региона. Например, в южных регионах с жарким летом лучше выбрать бетон. Асфальт при высоких температурах становится мягким. А это негативно скажется на качестве дороги.
Что касается цвета дорожного покрытия, то как асфальтированную, так и бетонную дорогу можно обработать специальными веществами.
Благодаря таким веществам, можно получить различные оттенки дорожного покрытия.
Подводя итог, скажем, что выбор дорожного покрытия — дело индивидуальное. Однако, статистика подтверждает, что бетон все больше и больше пользуется спросом.
Хорошая статья. Вспомнил как делали дорогу для склада. Конечно выбрали бетонную, тяжелая техника ездила каждый день, плюс это на много лет. Если кто раздумывает, то главное ответьте себе сами на вопрос для чего Вы делаете дорогу. Если для дома, то асфальтированная вам вполне подойдет, для предприятий всегда советую бетонную делать, все-таки долговечность это важно.
Все зависит от того кто и из чего делал. Мы тоже на предприятии делали дорогу, но асфальт. Почему асфальт? А все просто, до этого была бетонированная площадка, но её так плохо сделали, что она вся покрылась трещинами, потому что попались недобросовестные подрядчики. А асфальтированную нам делали уже спецы, все быстро и четко. Третий год стоит и минус под 40 выдерживала и жару. Все в полном порядке